Главная --> Новости

Индийское дно


С Индией все сложнее. Для металлургов Индии ситуация гораздо драматичнее, чем скажем для металлургов Китая или Кореи. Во-первых металлурги Индии сильно потеряли во время ценового моратория, объявленного правительством практически на все лето. Металлурги были готовы дать бой правительству своей страны, так как после окончания моратория, правительство пыталось продолжить ограничения металлургов в ценовой свободе, однако рынок сделал это за них. Цены в Индии продолжают падать, объемы потребления растут более чем на 10% в год, правда, по правительственным данным, которые, по мнению самих индийских металлургов, не всегда отражают реальное положение вещей.

/Артем Зверев, Rusmet.ru/ В прошлой колонке мы посмотрели как остывающий и охлаждающийся китайский рынок, а также весьма оригинальная политика естественного отбора, опускает цены на сталь. В общем, кроме металлургов, пожалуй, недовольных нет, правительства стран, в которых активно развивается промышленность и строительство, перевели дух – легче будет контролировать инфляцию. Во время быстро растущих цен и экономических проблем государствам недосуг заниматься проблемами одной конкретной отрасли, им бы вкупе все проблемы решить. В итоге, металлурги сегодня вынуждены вспоминать о том совсем еще недавнем времени, когда цены росли как на дрожжах, и любое повышение можно было объяснить растущими ценами на сырье и дефицитом стали. Дефицитом сегодня уже сложно что-то объяснить, в будущем будет сложнее, а вот повышение цен – в ситуации охлаждения экономики уже никого не интересует. Интересно, что будет в феврале-марте, когда настанет этап новых переговоров по ценам на железную руду?

В итоге, слишком много индийской стали на международном рынке не появится, наоборот, если китайская сталь станет еще дешевле, к чему есть все предпосылки, цены в Индии могут опуститься еще ниже, так как правительство поощряет компании, импортирующие дешевую сталь, грубо говоря, государству это выгодно. С другой стороны, индийская промышленность действительно может столкнуться с дефицитом стали в ближайшем будущем, так как, похоже, пока более или менее стабильно реализуются только новые проекты государственной компании SAIL. Осмелюсь утверждать, что частные индийские компании в свой собственный рынок не верят – в доказательство можете посмотреть последние инвестиционные проекты крупнейших компаний – большая часть из них реализуется за рубежом, а меньшая часть, приходящаяся на индийские проекты, в настоящее время реализуются, но только на бумаге. На практике же компании по два года добиваются разрешения на использование земель, вынуждены противостоять местным крестьянам, а также пытаться пробиться через стену бюрократических проволочек, конца и края которым не видно.

Во-вторых, как я уже неоднократно писал, рост индийского спроса под большим вопросом. Правительство пытается с опозданием на полгода дать совершенно иную статистику, которая показывает небывалый рост потребления и весьма скромный рост производства. Несмотря на то, что правительственные чиновники по-прежнему расписывают в красках перспективы производства стали к 2012, уже по темпам реализации проектов становится понятно, что никаких великих объемов к 2012 ожидать не приходится. Три комбината-гиганта, три компании – которые уже два года назад должны были начать строительство, по-прежнему решают «проблемы» с землей и местным населением.

У сырьевиков с металлургами давняя война, препирательства велись долго, в итоге сырьевики проиграли, хотя и не с разгромным счетом. Горнодобывающие компании готовы к новому бою – они настаивают на отмене экспортной пошлины, ссылаясь на то, что страна добывает на 50 млн т руды больше, чем может переработать. Если у них получится пролоббировать отмену пошлины, цена стали на китайском рынке (а именно туда поставляется более 90% индийской руды) может продолжить свое снижение. Если же правительство все-таки пойдет на поводу у металлургов, цена на сталь внутри страны может обогнать по темпам снижения цены китайские, что будет весьма серьезным подспорьем для развития экспортных поставок, которые, опять же будут способствовать снижению цен, прежде всего, в странах ЮВА.

Есть и еще одна проблема, которая, правда, может разрешиться для них весьма благоприятно – вопрос с ценами на железную руду. В настоящий момент экспортная пошлина составляет 15%, однако металлурги настаивают на ее повышении до 20%, а некоторые и вовсе считают, что экспорт руды надо законодательно запретить. Разумеется, будучи одной из самых обиженных отраслей в текущем году, причем единственной обиженной из стратегических отраслей, металлурги заслужили подарок от собственный властей. Ситуация на самом деле весьма забавная, одна отрасль пытается переложить часть своих проблем на другую, причем этот процесс перекладывания проблем работает в настоящее время сверху вниз. Сначала автомобильные и машиностроительные заводы начали упрекать производителей комплектующих, те в свою очередь быстро показали им, что во всем виноваты металлурги. Металлурги говорили, что во всем виноваты производители сырья, но серьезных мер и ограничений (за исключением введения пошлины, но это произошло несколько раньше) не последовало.

На мой взгляд, сегодняшняя Индия не имеет шансов стать новым Китаем, по крайней мере в промышленности. Одной руды и дешевой рабочей силы недостаточно, должна быть еще и воля правительства. А воля правительства сегодня заключается лишь в введении пошлин и ценовом контроле. Больше никакой активности не наблюдается. Индия во многом отличается от Китая, начало активного развития китайской экономики и промышленности в Китае стало возможностью для реализаций таланта и потенциала миллионов предприимчивых и образованных китайцев. Начало же активного развития промышленности Индии, похоже, станет возможностью для богатейших семей страны, талантливых и предприимчивых людей реализовать собственный потенциал… за рубежом.


Но сегодня для меня наиболее логичным представляется третий вариант. Чтобы минимизировать влияние внешних рыночных катаклизмов на экономику Индии, правительство страны вполне может запретительно ограничить как экспорт руды, так и экспорт стали. Что касается экспорта руды – правительство свято верит в то, что прогнозы по выпуску стали к 2012 году сбудутся, и тогда вся руда будет потребляться внутри страны. Металлурги активно инвестируют за рубеж, но между тем они вполне заинтересованы в развитии производств первых переделов, для последующего экспорта заготовки и подката на свои предприятия в другие страны. Иностранные инвесторы металлурги – уже особенно не заинтересованы в Индии, и пока страна резко не повысит свою инвестиционную привлекательность (я имею в виду более активную помощь правительства иностранным инвесторам с решением проблем), новых инвестиций ожидать не приходится – все видят сложности, с которыми сталкиваются Posco и ArcelorMittal.


Обсудить на форуме

Ценовые требования Vale могут поощрить Китайские компании Новое цементное производство "Тимлюйского завода" Новый цементный терминал открывается в Ростове Из RTS Board исключаются обыкновенные акции ОАО «Лафарж Цемент» Здоровый эмиратский аппетит стабилизирует рынок Как правильно чистить щебень? Союзцемент просит правительство РФ поддержать цементную отрасль во время финансового кризиса Кто виноват в тяжелом положении российских цементных заводов? Цемент на МФБ подешевел до уровня мая 2007 года
-
Яндекс.Метрика