Главная --> Новости

Восток и Запад: точки стального противостояния


Стремительное расширение китайских сталелитейных мощностей уже давно вызывает серьезное беспокойство в западных странах, особенно — в Европе, которая имеет весьма болезненный опыт борьбы с перепроизводством. И разумеется, никто не верил многолетним утверждениям китайских чиновников, что после осуществления планов правительства по закрытию множества мелких заводов производство стали в этой стране будут примерно соответствовать объемам потребления.

/ Галина РЕЗНИК, После бала, 4 сентября 2008 г./ Учитывая это, страны Запада сочли необходимым принять меры против ожидаемого наплыва китайского стального импорта.

Параллельно возник и мировой дефицит коксующегося угля, что привело к скачку цен на мировом рынке этого сырья более чем на 200%. Главным образом дефицит был обусловлен наводнениями в Австралии, в результате которых было затоплено несколько крупных шахт, а также резким сокращением экспорта из Южной Африки в связи с энергетическим кризисом. При этом, хотя в Китае находятся обильные залежи угля и страна издавна его экспортировала, цены на металлургический уголь подскочили на 62%, а на кокс — на 82%.

Правда, ранее неуправляемое расширение китайской сталелитейной промышленности теперь ограничено естественными рыночными факторами: страна остро зависит от импорта железной руды, а мощный рост ее потребления в Китае привел к резкому повышению цен. Фактически производители руды просто не успевают увеличивать добычу в соответствии с повышением спроса, и мировой дефицит железорудного сырья имеет отнюдь не искусственный характер, как утверждают китайцы, обвиняющие “большую тройку” — Vale, Rio Tinto и BHP Billiton в монопольной системе ценообразования. По статистике China Iron and Steel Association (CISA), годовой прирост стоимости импортной руды на китайском рынке составил 54%, а местной — 95%.

В этой ситуации правительство Китая и CISA продумывают возможности ускорить консолидацию отрасли, поскольку укрупнение компаний путем межрегиональных слияний и приобретений обеспечит оптимизацию использования мощностей, а формирование сталелитейных гигантов повысит конкурентоспособность китайских компаний на международных рынках. Этот процесс в Китае уже начался — в стране уже сформированы три крупных региональных холдинга: Shandong Steel Group, Guangdong Steel Group и Hebei Steel Group. Последняя была образована в результате слияния Tangshan Iron and Steel Group и Handan Iron and Steel Group), ее мощности составляют 32 млн. тонн, то есть, они оказались больше, чем у Baosteel Group, которая в 2007 году произвела 28,6 млн. тонн стали. Правда, эти группы остаются пока исключительно формальными объединениями, поскольку созданы они были, в первую очередь, по настоянию китайских властей. Теперь же к этим настояниям добавились мощные рыночные стимулы.

В результате в первом полугодии рост затрат на производство стали составил 57,6% — расходы крупных и среднего размера производителей увеличились более чем на 250 млрд. юаней. Разумеется, сталелитейные компании активно повышали цены на свою продукцию, тем не менее, рентабельность их продаж в первом полугодии упала на 7,6%, а прибыль оказалась на 0,95% ниже, чем в первые шесть месяцев 2007 года.

Однако энтузиазм оказался преждевременным. Нет, судя по всему, последнее обещание будет исполнено, но оказалось, что вместо закрытых заводов в Китае появится новое современное сталелитейное предприятие производительностью 30 млн. тонн в год. Срок реализации проекта — около четырех лет. Об этих планах объявили 2 сентября компании Wuhan Iron and Steel Group и Liuzhou Iron and Steel Group. Для реализации этого проекта они создали совместное предприятие (СП), в котором старшему партнеру — Wuhan — принадлежит 80%. Такую же долю Wuhan внесет в это СП деньгами, Liuzhou предоставит ему все свои активы и ее владелец — административные власти провинции Гуанси, в которой предполагается построить новый завод, получит 20% его акций. Вероятно, в представлении китайского правительства, именно таким образом должны выглядеть сокращение избыточных мощностей и консолидация сталелитейной отрасли.

Снижение рентабельности причиняет особый ущерб именно устаревшим и неэффективным заводам, к закрытию которых правительство стремится уже несколько лет. Поэтому сопротивление их остановке со стороны местных властей, которым принадлежат такие предприятия, становится менее жестким. Хотя эти заводы и решают проблему занятости населения, они уже работают в убыток, а нынешние тенденции на сырьевых рынках явно имеют долгоиграющий характер. Поэтому сообщения о грядущем закрытии 9,1 млн. тонн сталелитейных мощностей и 5,4 млн. тонн чугунолитейных западные рынки восприняли с большим доверием, чем раньше.

До сих пор рост потребления был достаточно быстрым, этому способствовали дешевая производственная база и низкие затраты на оплату труда. Однако повышение цен на сталелитейное сырье ведет к резкому удорожанию стальной продукции, спрос в строительстве пойдет на спад, а автомобильная промышленность, вклад которой в китайское потребление составлял около 6%, в прошлом году жаловалась на низкое качество китайских материалов.

Разумеется, западные производители не разделяют эту точку зрения, тем более, что, скорее всего, теперь повышение спроса на сталь в Китае несколько замедлится. До сих пор 54-55% потребления обеспечивала строительная промышленность, но завершение инфраструктурных проектов приведет к снижению спроса в этой отрасли. Правда, китайский ВВП продолжает расти со скоростью более 10% в год, поэтому вряд ли стоит ожидать спада потребления в обозримом будущем. Тем не менее, на прежние темпы его роста рассчитывать явно не стоит.


Обсудить на форуме

Взлет и падение цен в Персидском Заливе "Хромцовский карьер" рассчитывает на получение более 280 га в Ивановской области «Хромцовский карьер» рассчитывает на получение более 280 га в Ивановской области В Белгородской области началось строительство нового цементного завода Комбинат «Волна» установил новую компрессорную установку США раскупается русскими промышленниками: Даешь Аляску! Цемент в Узбекистане начал дорожать к концу сезона Россияне выводят лом с украинского рынка Строительная отрасль на подхвате
-
Яндекс.Метрика