Главная --> Справочник терминов


Химического факультета Большая часть этого химического эксперимента была проведена до выяснения цепной природы окисления углеводородов и до установления кинетического механизма этого превращения (вырожденного разветвления). В свете же этих новых представлений об участии в реакции крайне лабильных образований — свободных радикалов и атомов — вся сумма имевшихся химических данных уже не могла считаться достаточной. Действительно, в условиях окислительной реакции нельзя было рассчитывать на констатирование и идентификацию свободных радикалов обычными аналитическими методами. Поэтому основным источником сведений об истинной роли свободных радикалов в ходе окисления неминуемо должен был стать результат их участия в реакции, воспринимаемый нами как расходование исходных веществ и накопление промежуточных и конечных молекулярных продуктов. При этом ясно, что чем более точно будет изучена кинетика реакции по стабильным продуктам, тем более обоснованный характер будут иметь сделанные на ее основе заключения об ускользающих от анализа, но на самом деле участвующих в превращении свободных радикалах.

2.2. Требования к лабораторной посуде и работа с ней при проведении химического эксперимента

Приступая к работе, необходимо убедиться в чистоте химической посуды. Даже малейшие следы загрязнений могут повлиять на ход химического эксперимента. Храниться должна только чистая и сухая посуда. Посуда, использованная^во время работы, должна сразу же мыться и тщательно высушиваться.

2.2. Требования к лабораторной посуде и работа с ней при проведении химического эксперимента .'.. . 22 .

В основе расположения материала по синтезу органических соединений лежит механизм реакции, или тип превращения. Исключение составляет раздел «Синтезы с применением ароматических диа-зосоединений». Принятое в пособии расположение материала должно быть использовано для более глубокого понимания студентом требований к условиям проведения реакций, протекающих по различным механизмам, причин выбора того или иного растворителя, катализатора, температурного режима, появления в процессе синтеза наряду с целевыми продуктами побочных. Это должно способствовать формированию у студента научного подхода к прогнозированию оптимальных условий проведения химического эксперимента.

Вторичные источники информации составляются на основании данных, имеющихся в первичных источниках. Эти источники информации бывают двух видов. Одним из них являются руководства по методам синтеза и анализа органических соединений, по технике проведения химического эксперимента, по физическим и химическим методам исследования органических соединений, по препаративной органической химии, различного рода справочники, в том числе справочники физико-химических констант, монографии и обзорные статьи в периодической печати по отдельным вопросам органической химии. К числу наиболее важных журналов, в которых публикуются обзорные статьи, относятся:

От всех этих этапов исследования химик-органик не может уйти и сегодня, однако решению встающих в ходе исследования задач помогает не только высокий уровень техники собственно химического эксперимента, но и использование многочисленных физико-химических методов исследования.

При изучении общей химии очень большое значение имеет лабораторный практикум. Правильно поставленный эксперимент позволяет проследить закономерности химических процессов, исследовать влияние различных факторов на то или другое явление, запомнить свойства веществ, а также способствует выработке методологии химического мышления. В процессе лабораторных занятий по общей химии складываются навыки проведения химического эксперимента, организации рабочего места, сборки несложных приборов, соблюдения правил техники безопасности.

Задача подготовки специалистов различного профиля, где необходимо знание органической химии, требует приобретения ими разносторонних навыков и умений в проведении химического эксперимента. Иненио поэтому особое внимание в учебных планах таких специальностей уделяется лабораторным работам по органическому синтезу — самому важному практикуму из цикла химических дисциплин.

Реферативные журналы и справочник Бейльштейна являются вторичными источниками информации. К ним относятся также руководства по методам синтеза и анализа органических соединений, по технике проведения химического эксперимента, по физическим и химическим методам исследования органических соединений, по препаративной органической химии, различного рода справочники, монографии и обзорные статьи в периодической печати по отдельным вопросам органической химии. К числу наиболее важных журналов, публикующих обзорные статьи, относятся (в скобках даны принятые сокращения):

Для нагрева реакционных смесей органических соединений сначала использовали бытовые микроволновые печи 7~9. Несмотря на огромные трудности, связанные с приспособлением бытовой печи к условиям химического эксперимента, многим исследователям удалось обнаружить положительный эффект воздействия микроволн,

моим ученикам — студентам Химического факультета МГУ, вдохновившим меня на этот труд

Согласно программе семинаров и коллоквиумов по органической химии химического факультета МГУ, учебный материал в основном группируется по типам химических реакций. В отдельные темы выделены лишь некоторые, имеющие большое практическое значение, классы органических соединений, например магнийорганические соединения и диазосоединения.

Предлагаемая книга представляет собой обработанный автором лекционный курс, который читался студентам химического факультета в Ростовском государственном университете. Курс содержит как бы два раздела: в первом излагаются основы химической статики, второй описывает приложение структурных представлений к решению динамических задач органической химии.

отражает опыт преподавания физических методов исследования органических веществ студентам IV и V курсов химического факультета Ленинградского университета, специализирующимся по теоретической и синтетической органической химии, органическому анализу, химии природных и высокомолекулярных соединений.

отражает опыт преподавания физических методов исследования органических веществ студентам IV и V курсов химического факультета Ленинградского университета, специализирующимся по теоретической и синтетической органической химии, органическому анализу, химии природных и высокомолекулярных соединений.

Практикум, созданный коллективом сотрудников кафедры высокомолекулярных соединений химического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, включает описания лабораторных работ по синтезу полимеров, их свойствам в растворах и конденсированном состоянии, механическим и химическим свойствам, а также структуре полимеров.

Практикум обобщает опыт преподавания на кафедре высокомолекулярных соединений химического факультета МГУ. Он создан на базе отдельных методических разработок кафедры по шести темам, представляющим важнейшие разделы науки о полимерах, которые несколько раз публиковались в качестве внутривузовских пособий. Практикум содержит свыше 30 оригинальных лабораторных работ, многократно апробированных, выполнявшихся в разные годы сотнями студентов и доведенных до полной воспроизводимости. Работы выполняются в основном на отечественных приборах, серийно выпускаемых нашей промышленностью. Описания и порядок работы на серийных приборах опущены, так как их можно найти в прилагаемых заводских руководствах. Однако в случае применения в работе нестандартного оборудования в тексте приводятся соответствующие схемы и пояснения. Каждому из шести разделов практикума предпослано краткое теоретическое введение, содержащее лишь минимум информации, необходимой для осмысленного выполнения экспериментальных задач. Совокупность этих вводных разделов, конечно, не может претендовать на замену учебника.

Для снятия термомеханических кривых используют разновидность весов Каргина — прибор конструкции кафедры высокомолекулярных соединений Химического факультета МГУ (рис. V. 21). Основной частью прибора является пуансон /, действующий на образец 2 при опускании груза 3 поворотом ручки 4. До начала измерений образец подводится к пуансону вращением ручки 5. Пуансон соединен с оптической системой 6, с помощью которой определяется деформация образца под действием пуансона с грузом. Эксперимент состоит в измерении деформаций, развивающихся в течение 10 с под действием статической нагрузки при различных температурах. Нагревание образца осуществляют в нагревательной печи 7. Постоянную скорость изменения температуры на 1,5°/мин обеспечивают лабораторным трансформатором 8 и электронным потенциометром 9 с термопарой 10. При исследовании резин в области отрицательных температур используют криостат, в который подают струю жидкого азота. Интенсивность подачи охлаждающего агента регулируют изменением тока накала спирали нагревательного элемента, погружаемого в сосуд Дьюара.

Авторы выражают искреннюю благодарность преподавателям кафедры органической химии химического факультета МГУ за ценные замечания и пожелания, сделанные ими при знакомстве с первым изданием книги и рукописью настоящего ее варианта. Дальнейшие замечания и пожелания о включении нового материала будут приняты с благодарностью.

Значительная часть методик, приведенных в книге, была проверена в лабораториях химического факультета и НИИ физической и органической химии при Ростовском-на-Дону государственном университете.

В разработке методик данного выпуска участвовали, в основном, сотрудники Института тонкой органической химии им. А. Л. Мнджояна АН Армянской ССР, химического факультета Ереванского государственного университета, а также Института химии АН Молдавской ССР.




Хлороформ нитробензол Хлорсодержащих соединений Холодильника пропускают Холодильником делительной Холодильником охлаждаемым Холодильником постепенно Холодильником присоединенным Характеристик полимеров Холодильником защищенным

-
Яндекс.Метрика