Главная --> Справочник терминов


Изложение материала При переводе преследовалась цель — сохранить авторский стиль изложения материала, однако отдельные места, имеющие эмоциональную окраску, более подходя~ щую для устной речи (лекции), изложены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-технической литературе.

Автор придерживался структуры изложения материала, включающей рассмотрение строения и свойств сначала всех классов углеводородов - алифатических, карбоциклических и ароматических. Затем следует рассмотрение функциональных производных соответствующих классов углеводородов. При этом теоретические вопросы или понятия подробно рассматриваются по ходу встреч с ними впервые, т.е. по мере возникновения необходимости их использования. Автор надеется, что такой подход к изложению курса органической химии окажется плодотворным и поможет хорошему восприятию материала.

Переводчики стремились сохранить оригинальную манеру изложения материала.

Поэтому вряд ли можно претендовать и на изложение в сжатой форме полного курса физики полимеров, тем более, что эта область физики молодая и эволюционирующая, не вполне обычным образом: хорошо известно, что физика и химия полимеров возникли с сильным запаздыванием, и технология полимеров опередила их на несколько десятилетий. Это породило разнобой даже в некоторых определениях, массу семантических неопределенностей и до сих пор не решенных проблем, касающихся способа изложения материала, не говоря уже о фундаментальных проблемах самой физики. Соответственно, учебников или учебных пособий по физике полимеров почти нет.

При обнаружении в рефератах нужных сведений сразу заносят реферат на литературную карточку. Кроме краткого, но точного изложения материала на карточку переносят следующие обязательные сведения:

Автор придерживался структуры изложения материала, включающей рассмотрение строения и свойств сначала всех классов углеводородов алифатических, карбоциклических и ароматических. Затем следует рассмотрение функциональных производных соответствующих классов углеводородов. При этом теоретические вопросы или понятия подробно рассматриваются по ходу встреч с ними впервые, т.е. по мере возникновения необходимости их использования.

частиц (таких, как карбониевые ионы и карбанионы, свободные радикалы и карбены), проблемы кислот и оснований, структуры и реакционной способности и т. д.; во второй рассмотрены механизмы реакций замещения, присоединения, элиминирования, молекулярные перегруппировки и окислительно-восстановительные процессы. Чем же эта книга отличается от учебников подобного типа и что ее выделяет, ставит в особое положение? Это отличие состоит в самом современном уровне изложения материала, точном его выборе и большой широте охвата. Такого результата удалось достичь благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, автор «пропустил через себя» необычайно большую информацию, касающуюся как общих вопросов органической химии, так и различных вопросов физической органической химии и органического синтеза, причем взял эту информацию непосредственно из первоисточников. Блестящая квалификация и прирожденный преподавательский дар позволили автору провести точную и четкую классификацию огромного материала и выбрать из него наиболее важные проблемы и наиболее современные и убедительные примеры. Удивительно точной, на наш взгляд, является также последовательность в изложении материала, пропорция между различными проблемами и вопросами, расстановка акцентов. Во-вторых, огромный охват материала оказался возможным благодаря найденному способу его изложения. Ведь автору удалось в сравнительно ограниченной по объему книге процитировать работы 15000 ученых! Этот способ заключается в том, что после рассмотрения теории вопроса и всего, что касается определенного типа реакции, следуют хорошо классифицированные по типам нуклеофилов или элек-трофилов, уходящих или входящих групп конкретные примеры, хорошо демонстрирующие синтетическую значимость данной реакции и могущие в существенной мере служить справочным материалом по множеству вопросов. Примеров столь удачного сочетания богатства экспериментального материала и материала чисто учебного нельзя найти ни в одном другом учебнике. Приведем в качестве примера гл. 12 «Реакции электрофильного алифатического замещения»: здесь после рассмотрения механизмов 5к2, SEI, SE! в общем виде, а также на примере реакций металлоорганических соединений и изотопного обмена в углеводородах, после рассмотрения влияния структуры и природы уходящей группы на скорость и механизм, приведенные со ссылками на основополагающие работы, даны конкретные реакции, классифицированные по типу электрофильного агента (протон, галоген, сера, углерод, металл в качестве электрофильного центра) и уходящей группы (металл, галоген и т. д.) и все это в различных сочетаниях.

изолированных тем (и темок!), объединяемых только общим названием «Органическая химия». Чтобы избавить от этой идейной узости традиционную манеру изложения материала (и, что гораздо важнее, стиль профессионального мышления химиков-органиков, воспитанных на этой системе!), надо дополнить упомянутую схему соображениями о роли и месте тех или иных классов соединений в синтезе, т. с. о том, из чего эти соединения могут быть получены и во что превращены путем существующих синтетических методов. Так, например, потрадиционней классификации алкены, алкины, циклопропаны и оксираны образуют существенно различные и достаточно удаленные друг от друга «таксоны» органо-химической систематики, и потому обсуждаются как независимые области органической химии (а их структурные формулы почти никогда не соседствуют на одной и той же странице учебников). Между тем и достижения в области синтеза (в частности, разработка представлений о синтетической эквивалентности и о синтонах), и его текущие задачи заставляют рассматривать их как генетически близко родственные типы соединений. Таким образом, органический синтез по самой своей природе интегрирует разделенные традиционной классификацией отделы органической химии в единую, прочно сцементированную систему' знаний (и, разумеется, систему объектов исследования), и в этом состоит его важная гносеологическая роль для органической химии в целом.

изолированных тем (и темок!), объединяемых только общим названием «Органическая химия». Чтобы избавить от этой идейной узости традиционную манеру изложения материала (и, что гораздо важнее, стиль профессионального мышления химиков-органиков, воспитанных на этой системе!), надо дополнить упомянутую схему соображениями о роли и месте тех или иных классов соединений в синтезе, т. с. о том, из чего эти соединения могут быть получены и во что превращены путем существующих синтетических методов. Так, например, потрадиционней классификации алкены, алкины, циклопропаны и оксираны образуют существенно различные и достаточно удаленные друг от друга «таксоны» органо-химической систематики, и потому обсуждаются как независимые области органической химии (а их структурные формулы почти никогда не соседствуют на одной и той же странице учебников). Между тем и достижения в области синтеза (в частности, разработка представлений о синтетической эквивалентности и о синтонах), и его текущие задачи заставляют рассматривать их как генетически близко родственные типы соединений. Таким образом, органический синтез по самой своей природе интегрирует разделенные традиционной классификацией отделы органической химии в единую, прочно сцементированную систему знаний (и, разумеется, систему объектов исследования), и в этом состоит его важная гносеологическая роль для органической химии в целом.

Материал книги расположен по группам и классам химических соединений, что наиболее близко соответствует последовательности изложения материала в базовых курсах органической химии. Мы выбрали этот путь построения для облегчения восприятия материала студентами начальных и средних курсов.

Стройность и четкая система изложения материала, современ-

При написании книги автор использовал в основном американские источники: труды конференций по подготовке газа, издаваемые ежегодно университетом штата Оклахома, журналы, книги, отчеты. Изложение материала логично и последовательно. В гл. 1 представлена обобщенная схема переработки газов с разбивкой ее на отдельные модули, что удобно для проектирования и анализа процессов. Главы 2—5 посвящены анализу поведения углеводородных систем. В гл. 6 рассматриваются спецификации на продукцию процессов переработки. Глава 7 посвящена проектированию и составлению спецификаций на аппаратуру и оборудование. В гл. 8—11 излагаются физические основы процессов переработки: тепло- и массообмен,

Позвольте на этом закончить изложение материала о диазоние-вых солях и от азотсодержащих соединении в целом перейти к новому классу - серусодержашим органическим соединениям.

Изложение материала о гомогенных добавках мы и начнем с действия НВг на окисление углеводородов и затем перейдем к добавкам первой группы (N02, Br2 и проч.).

Поскольку каждая глава книги написана отдельными авторами, редактор стремился построить изложение материала по единому плану, по возможности придерживаясь одинакового стиля. Этому, как и вообще коллегиальной шлифовке всего текста, немало способствовали активные дискуссии при обсуждении каждой главы всем авторским коллективом.

Позвольте на этом закончить изложение материала о диазоние-вых солях и от азотсодержащих соединений в целом перейти к новому классу - серусодержащим органическим соединениям.

Изложение материала построено в соответствии с типами реакций, с тем чтобы показать студенту, что несмотря на огромное число органических реакций, почти все их можно объяснить на основе сравнительно небольшого числа общих принци-

В начале каждой главы книги изложены общие теоретические сведения, касающиеся большинства химикатов, входящих в определенную группу. Изложение материала основывается на соответствующих ГОСТах и технических условиях.

Позвольте на этом закончить изложение материала о диазоние-

систематическое изложение материала в последовательности:

Прежде чем продолжить изложение материала о месте и значении капитального строительства в экономическом и социальном развитии СССР, дополнительно к определениям видов капитального строительства, приведенным выше, необходимо дать определение

Даже с этими ограничениями размер книги превысил бы всякие разумные пределы, если бы я пытался, как это было в первом издании, придать ей энциклопедический характер и обсуждать все реакции, для которых имеется информация о механизме, вместо того чтобы отобрать примеры, иллюстрирующие пути исследования механизма. Однако я надеюсь, что основные принципы, которые могут быть использованы при изучении гетеролитических реакций в растворах, изложены достаточно основательно, глубоко и продуманно. Я также надеюсь, что эта книга принесет пользу как физико-химикам, так и химикам-органикам; поэтому я стремился сделать изложение материала доступным для студентов с прочными (хотя и элементарными) знаниями и физической, и органической химии. Мне остается только извиниться, если в книге имеются места, кажущиеся тривиальными для лиц, уже работающих в какой-либо из этих областей.




Изменения внутренней Изменением химической Изменением конформации Изменением направления Изменением расстояний Изменением теплоемкости Изменение энтальпии Ингибируют окисление Изменение характера

-
Яндекс.Метрика