Главная --> Справочник терминов


Образования комплексного Еще в работе [2] была предложена схема реакции, базирующаяся на представлении о ионизации ацетилена в результате образования комплексных соединений (КС) ацетилена и ВА с компонентами катализатора CuCl-NH4Cl.

Исследование условий образования комплексных соединений ацетиленовых углеводородов с растворами CuCl • МШС! и влияние отдельных компонентов позволило установить роль КС СиС1:МеС1 с ацетиленом и ВА в каталитических реакциях полимеризации ацетилена и подтвердить ионно-координационный механизм этих реакций [2, 10].

3. В нейтральном или слабокислом растворе большинство фенолов дает окрашивание с хлорным железом, вследствие образования комплексных железных солей. В зависимости от природы фенола это окрашивание бывает различным (красным, синим, фиолетовым, зеленым или коричневым), поэтому цветная реакция с хлорным железом часто используется для качественного определения соответствующих соединений.

В пробирку поместите 5 капель крахмального клейстера (33) и 1 каплю сильно разбавленного раствора иода (8). Раствор окрашивается в синий цвет вследствие образования комплексных соединений и адсорбции. Нагревайте раствор — он обесцветится, но при остывании окраска восстановится.

терной слабой кислотностью, проявляющейся в легкой растворимости в растворах едкой щелочи и нерастворимости в растворе карбоната натрия (исключение составляют нитрофено/:ы, обладающие более кислыми свойствами). Большинство фенолов, подобно алифатическим енолам, дает характерное окрашивание с очень разбавленным водным или спиртовым раствором хлорного желега вследствие образования комплексных солей железа (фенол — фиолетовую, крезол — синюю,. пирокатехин — зеленую, резорцин — темно-фиолетовую) .

В 1948 г. Я. Ф. Меженный16 определил молекулярный вес серного ангидрида в диоксане и пришел к выводу, что серный ангидрид, растворенный в диоксане, димерен. Автор не обсуждает вопроса о строении димера, а лишь вскользь упоминает о возможности образования комплексных соединений серного ангидрида с диоксаном. Вероятно, даже при большом избытке диоксана образуется продукт присоединения двух молекул серного ангидрида. Повидимому, предположение Сьютера об образовании равномолекулярного комплекса требует проверки, тем более, что продукты реакции SO3 с диоксаном не были подробно исследованы.

о возможности образования комплексных соединений серного

Гипотеза донорно-акцепторного взаимодействия целлюлозы с растворителями не исключает возможности одновременного участия в таком взаимодействии атомов кислорода и атомов водорода гидроксильных групп целлюлозы и, следовательно, одновременного образования комплексных катионов и водородных связей. Возможно также частичное образование алкоголятных соединений с гидроксилами у 2-го атома углерода, обладающими повышенной кислотностью. При образовании комплексов с целлюлозой происходит разрушение водородных связей в самой целлюлозе, как в аморфных, так и в кристаллических областях.

типа, их добавляют в мерник 2 — во избежание образования комплексных соединений с хлорсиланами.

Ф. Уолл и др. [116] предполагают, что взаимодействие полиакриловой кислоты с такими двухвалетными катионами, как кальций и стронций, носит электростатический характер, в то время как с ионами меди наблюдается более сложное взаимодействие, вследствие образования комплексных соединений, преимущественно хелатной структуры, включающей соседние карбоксильные ионы. Исследованиями Григ? и др [117] подтверждается образование комплексов полиакриловой кислоты и меди.

Присоединение органического лиганда к а тому переходного металла может в значительной степени изменять способность этого лиганда вступать в реакции с внешними реагентами. В зависимости от природы металла, а также от природы и числа других ли-гандов, органические тигапды могут проявлять свойства карб-апиопов, карбокатпонов, карбеиов или радикалов. Об активации водорода путем образования комплексных гидридов металлов см. разд. 15.6.3.2 и 15.6.3.3.

б) Каталитическое влияние иона меди (II) на взаимодействие трихлорида железа с дитиосульфато-(Ш)феррат-ионом. Смешайте в пробирке одну каплю раствора сульфата меди (II) с 15 каплями воды. В одно углубление фарфоровой (или стеклянной) пластинки поместите каплю приготовленного раствора, содержащего ионы Си2+, в другое — каплю дистиллированной воды (так называемый «холостой» опыт для сравнения). К каждой капле прибавьте по капле трихлорида железа FeCl3 и затем по капле 0,3 н. раствора тиосульфата натрия Na2S2O3. Перемешайте растворы стеклянными палочками. В обоих ли углублениях появилось интенсивное фиолетовое окрашивание раствора вследствие образования комплексного иона железа (III) [Fe(S2O3)2]~ по уравнению FeCla + 2Na2S2O3=Na [Fe (S3O3)21 + 3NaCl

а) Получение аммиачного комплекса никеля. Получите осадок дигидроксида никеля-, добавляя в пробирку с раствором сульфата никеля (II), раствор едкого натра. Отцентрифугируйте осадок и удалите центрифугат капиллярной пипеткой или полосками фильтровальной бумаги. Прибавьте к осадку по каплям 25%-ный раствор аммиака до растворения дигидроксида никеля вследствие образования комплексного основания. Сравните окраску ионов №2+ с окраской полученного раствора. Присутствие каких ионов сообщает окраску раствору?

В пробирку с полученным комплексным соединением внесите кусочек цинка. Что наблюдается? Запишите уравнения реакций образования комплексного основания серебра и его взаимодействия с цинком. Разберите механизм вытеснения цинком серебра из его комплексного иона. Координационное число цинка 4. /(„ест комплексного иона см. в приложении XIII.

г) Взаимодействие тиосульфата натрия с трихлоридом железа. В пробирку с 5 — б каплями раствора трихлорида железа добавьте столько же раствора тиосульфата натрия. Отметьте изменение окраски, обусловленное реакцией образования комплексного соединения Na[Fe (S2O3)2]. Пробирку поставьте в штатив и наблюдайте постепенное изменение окраски вследствие восстановления железа (III) до железа (II) и окисления лпганда S2O?, в тетратионат-ион S4O*~ (см. оп. 11, в). Напишите уравнение реакции получения комплексного соединения Na [Fe (S2O3)2]. Его дальнейшее взаимодействие с избытком FeOl3 протекает по схеме

а) Получение аммиачного комплекса кобальта (хлорида гекса-мин-(И) кобальта). Внесите в пробирку 3—4 капли раствора соли кобальта и добавляйте по каплям 25%-ный раствор аммиака. Вначале выпадает осадок дигидроксида кобальта. Затем осадок растворится вследствие образования комплексного основания кобальта [Со(МН3)6](ОН)2.

Напишите уравнения реакций: а) образования комплексного соединения двухвалентного кобальта; б) его окисления кислородом воздуха и пероксидом водорода в аммиачный комплекс трехвалентного кобальта; в) диссоциации обоих комплексных соединений; г) диссоциации комплексных ионов и выражения констант их нестойкости (какой комплексный ион прочнее: [Со(МН3)6Р+ или [Co(NH3)6]3+ и почему?); д) взаимодействия аммиачного комплекса кобальта (III) с сульфидом аммония.

4) методы комплексообразования, в которых при титровании используется реакция образования комплексного соединения, и др.

СоСотка и Голг.дберг [86] произвели расщепление ни компоненты ^,/-4-фснил-2-бутанола дробной кристаллизацией комплексного соединения с дезоксихолевой кислотой. Аналогичные результаты при расщеплении (/./-камфоры, ?/,?-лимоненаи й,/-метилэтилуксусной кислот показывают, что для образования комплексного соединения нет необходимости в наличии каких-либо специфических функциональных групп. Этот способ заслуживает дальнейшего изучения, так как, возможно, он позволит успешно расщеплять различные типы рацемических соединений, в том числ'С спиртов, которые трудно поддаются этерификации.

Цвет реакционной массы в процессе реакции постепенно меняется от желтого до оранжево-красного вследствие образования комплексного соединения хлористого алюминия с ацетилпсевдокумолом.

Четырехгорлую колбу емкостью 500 мл снабжают термометром, мешалкой, обратным холодильником (с хлоркальцие-вой трубкой) на шлифах и помещают в баню. В колбу загружают 100 мл (1,13 М) сухого бензола и 20 г безводного хлористого алюминия. Для образования комплексного соединения смесь кипятят 1 час. После охлаждения до комнатной температуры раствор отфильтровывают от избытка хлористого алюминия, заливают в ту же колбу, охлаждают до 0---5° и при перемешивании добавляют 13,5 г (0,077 М) сухого кристаллического димергидрата хлорацетальдегида. По растворении димера постепенно, присыпают 30 г (0,224 М) безводного хлористого алюминия (см. примечание 1) с такой скоростью, чтобы температура не поднималась выше 5° (см. примечание 2).

в результате образования комплексного соединения с комплек-




Образованием карбоновой Образованием комплексов Образованием кристаллического Образованием молекулярных Образованием небольших Объяснено следующим Образованием нерастворимого Отсутствие напряжения Образованием оснований

-
Яндекс.Метрика