Главная --> Справочник терминов


Размешайте стеклянной цепи длиной 5 А, колеблется от 1 до 2 ккал/моль. Малая прочность межмолекулярного сцепления способствует увеличению гибкости макромолекул. Этим объясняется повышенная морозостойкость, эластичность и высокая пластичность неполярных полимеров в размягченном состоянии. При замещении ароматическими труп-

его эластического состояния, а также уменьшается пластичность сополимера в размягченном состоянии. На рис. 14 показано повышение температуры стеклования полимеров диметилбутадиена.

С увеличением количества растворителя в полимерной фазе силы взаимодействия между макромолекулами постепенно уменьшаются, что способствует возрастанию упругости или эластичности полимера и сохранению этих свойств при низкой температуре, т. е. улучшению морозостойкости. Набухший полимер имеет более низкую температуру размягчения и более пластичен в размягченном состоянии. Такое влияние растворителя часто используют для модифицирования свойств полимера (пластификация). Растворив небольшое количество растворителя в полимере, повышают его упругость или эластичность, облегчая таким образом формуемость полимера. Чтобы достигнутое модифицирование свойств полимер сохранял более длительное время, требуется растворитель с высокой температурой кипения и незначительной летучестью паров (пластификатор).

Изучение фракционного состава позволяет судить о механических свойствах полимера. Полимеры, содержащие большое количество низкомолекулярных фракций, имеют более низкую температуру размягчения, высокую пластичность в размягченном состоянии, обладают хладотекучестью в твердом состоянии, повышенной упругостью и морозостойкостью, т. е. ведут себя как пластифицированные полимерные вещества. Полимеры, в которых превалируют фракции высокого молекулярного веса, обладают высокой прочностью, твердостью или эластичностью, переходят в размягченное состояние при более высокой температуре и не столь пластичны, как полимеры, в большей степени пластифицированные низкомолекулярными фракциями.

Полимеризация этилена может быть проведена под влиянием Y-облучения*. При дозе облучения 36 мегарентген степень превращения этилена в полимер достигает 12,5% уже при. давлении 84 am. Одновременно с процессом полимеризации под влиянием f-облучения происходит частичная деструкция образовавшегося полимера с последующим соединением продуктов деструкции в новые макромолекулы преимущественно сетчатой формы. Такой полиэтилен размягчается при более высокой температуре, чем полиэтилен высокого давления, имеет меньшую текучесть в размягченном состоянии и не растворяется даже при нагревании. При более высоких давлениях (100 am и выше) и обычной температуре, а также при значительно меньших дозах облучения (4,5 мегарентген) можно получить твердый полиэтилен с удовлетворительными механическими свойствами. С понижением температуры полимеризации возрастает плотность полиэтилена (до 0,95 г/см3) и степень его кристалличности.

Увеличение содержания звеньев винилацетата приводит к снижению температуры размягчения сополимера, придает ему большую текучесть в размягченном состоянии, увеличивает упругость в области температур, лежащих ниже температуры стеклования сополимера, и облегчает растворимость его в слабополярных растворителях. Практически применяемые сополимеры содержат около 15% звеньев винилацетата.

Сополимеры, содержащие менее 70% хлористого винилидена, аморфны, при содержании его более 70%—кристалличны. Степень кристалличности постепенно возрастает по мере увеличения количества звеньев хлористого винилидена в макромолекулах сополимера. Минимальная температура перехода сополимера в эластическое состояние и наибольшая текучесть в размягченном состоянии соответствуют содержанию 40—60% звеньев хлористого винилидена в сополимере. Па рис. 135 приведены результаты измерения температурыразмягчения (по Вика) сополимеров хлористого винилидена и хлористого винила различного состава. Минимальную температуру размягчения (23°) имеет сополимер, содержащий 60% звеньев хлористого винилидена. С понижением их содержания линейно возрастает

Полиметилметакрилат имеет ряд недостатков; низкую поверхностную твердость, низкую температуру стеклования (около 115°), малую текучесть в размягченном состоянии. Эти недостатки можно устранить совместной полимеризацией метилметакрилата с некоторыми ненасыщенными соединениями. Метилметакрилат легко образует сополимеры с многими винильными мономерами, поэтому свойства полимера можно модифицировать, изменяя соотношение звеньев различных мономеров в макромолекулах сополимера. Совместная полимеризация метилметакрилата с полярными мономерами позволяет получить сополимер с большей поверхностной твердостью к более высокой температурой стеклования, чем для полиметилмет-акрплата. Органические стекла с повышенной абразишстойкостью и теплостойкостью получаются совместной полимеризацией метилметакрилата с метил-а-хлоракрилатом, метакриловой кислотой, акрилонитрилом. С повышением содержания полярного компонента в сополимере увеличивается его твердость и теплостойкость, но одновременно с этим уменьшается упругость при низкой температуре и текучесть в размягченном состоянии. Соли метакриловой кислоты окрашены в цвет, характерный для данного солеобразу-ющего катиона. Поэтому применение солей метакриловой кислоты в качестве компонентов при совместной полимеризации с мет-акрилатом дает возможность получать светостойкие окрашенные стекла.

При полимеризации метилметакрилата со стиролом получают сополимеры с повышенной текучестью в размягченном состоянии, что облегчает формование изделий сложной конфигурации.

Недостатком фторопласта-4 является сложность его переработки в изделия, для чего требуются специальные приемы, поскольку материал нерастворим ни в одном из растворителей, не имеет определенной температуры плавления и даже в размягченном состоянии обладает низкой текучестью.

В последнее время проводятся исследования" по формованию но л и акр и л о и игр ильных нитей из полимера, находящегося в размягченном состоянии.

Поместите в пробирку маленький кусочек фильтровальной бумаги (0,5 х 1 см), добавьте 3 капли концентрированной серной кислоты (в вытяжном шкафу) и размешайте стеклянной палочкой до полного растворения клетчатки. Можно слегка подогреть (осторожно), чтобы ускорить растворение. В результате растворения должна получиться слабо окрашенная жидкость, которая после добавления 10 капель воды становится бесцветной. Поставьте пробирку в кипящую водяную баню, заметив номер гнезда, чтобы отыскать свою пробирку. Через 20 мин произведите пробу Троммера на глюкозу. Для этого с помощью пипетки поместите 8 капель 2 н. NaOH (2) с расчетом не только нейтрализовать взятую для гидролиза кислоту, но и создать избыток щелочи, необходимый для реакций восстановления. Прибавьте 1 каплю 0,2 н, CuSO* (19). Образующийся гидроксид меди (II) растворяется с синим окрашиванием. Нагрейте верхнюю часть раствора до кипения. В нагретой части раствора немедленно выделяется желтый осадок гидро-ксида меди (I). Положительная проба Троммера указывает на появление глюкозы в результате гидролиза клетчатки.

В третьей пробирке приготовьте восстановительную смесь из сульфита натрия, серной кислоты и крахмала: два микрошпателя сульфита натрия, десять капель воды, десять капель свежеприготовленного крахмала и 2—3 капли 2 н. раствора серной кислоты. Смесь размешайте стеклянной палочкой. Включите метроном и внесите пипеткой две капли восстановительной смеси в пробирку № 1. Одновременно с этим начинайте отсчет ударов метронома или отмечайте время по секундомеру. Отсчет продолжайте до появления синей окраски в растворе. Повторите опыт с раствором в пробирке № 2. Запишите в таблицу все исходные данные и результаты опыта. Сопоставьте изменение скорости реакции с изменением концентрации иодата калия.

Приподняв крышку с электродами, внесите в стакан с водой 4—5 микрошпателей мелко растертого сахара, размешайте стеклянной палочкой и опустите электроды в раствор. Загорелась ли лампочка? Является ли сахар электролитом?

в) Взаимодействие иодата калия с иодидом калия. В пробирку поместите 2—3 капли раствора иодида калия и 1—2 капли 2 н. раствора серной кислоты. Смесь размешайте стеклянной палочкой и добавляйте к ней по каплям раствор иодата калия КЮ3 до появления бурой окраски иода.

б) Взаимодействие сульфита натрия с дихроматом калия. Внесите в пробирку 5—6 капель раствора дихромата калия, 3—4 капли серной кислоты и несколько кристаллов сульфита натрия. Размешайте стеклянной палочкой содержимое пробирки для скорейшего растворения сульфита натрия. Отметьте переход оранжевой окраски раствора, характерной для иона Cr2O-j~, в зеленую окраску, характерную для иона Сг3+. Напишите уравнение реакции и схему перехода электронов.

б) Взаимодействие с сахаром. В цилиндрическую пробирку на V4 ее объема поместите мелко истолченный сахар, внесите две капли воды и 3—4 капли концентрированной серной кислоты. Размешайте стеклянной палочкой, чтобы масса была однородной, и пробирку закрепите в штативе. Отметьте и объясните изменение цвета сахара и увеличение объема всей массы. Какие свойства серной кислоты обнаружены этим опытом? Запишите уравнения реакций дегидратации сахара С1аН22Оп и взаимодействия угля с серной кислотой.

в) Исследование растворимости и кислотных свойств борной кислоты. 2—3 микрошпателя борной кислоты и 5—6 капель дистиллированной воды поместите в цилиндрическую пробирку, тщательно размешайте стеклянной палочкой и отметьте малую растворимость Н3ВО3 в холодной воде. Закрепите пробирку в штативе и нагрейте на маленьком пламени горелки. Как изменилась растворимость борной ортокислоты при нагревании?

Применив правило произведения растворимости, объясните отсутствие осадка в случае действия на соль марганца (II) сероводородной водой и образование осадка при действии сульфида аммония. Осадок сульфида марганца (II) размешайте стеклянной палочкой: он буреет вследствие окисления кислородом воздуха. Напишите уравнение реакции, учитывая, что получается тетрагидроксид марганца и свободная сера. Реакция протекает с участием воды.

Дайте пробирке охладиться и к сухому остатку добавьте 5—10 капель воды. Полученную смесь размешайте стеклянной палочкой. Отметьте зеленую окраску раствора, характерную для иона МпОГ. Вещество, оставшееся в пробирке, — диоксид марганца.

а) Гидролиз сульфата хрома. В пробирку с раствором нейтрального лакмуса (5—10 капель) опустите несколько кристаллов сульфата хрома и размешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли. Отметьте изменение окраски раствора лакмуса и напишите уравнение реакции гидролиза, объясняющее это изменение, учитывая, что гидролиз идет только по первой ступени,

Получите у преподавателя 2—3 микрошпателя измельченного в тонкий порошок феррованадия, поместите его в фарфоровую чашку с пятью каплями раствора азотной кислоты (1:1) и размешайте стеклянной палочкой до растворения. Добавьте пять капель раствора серной кислоты (1 : 3) и нагрейте до появления белых паров S03.




Разложение наступает Разложение протекает Разложении комплекса Размешайте стеклянной Размешивании постепенно Размерами макромолекул Расщепление четвертичных Разнообразные заместители Разнообразных органических

-
Яндекс.Метрика